Почему «Платон», а не «Мамай» или «Батый»?

В ноябре по стране прокатились протесты водителей дальнобойщиков, вызванные вводом новой системы сбора налогов и повышением налоговой нагрузки.

Люди, проведя незамысловатые расчеты, поняли, что лишаются заработка. И без этой напасти время трудное – цены растут, заработки падают, а с введением этих новшеств вообще край. Акции проходили почти во всех регионах страны, протесты имели разные формы от митингов до автопробегов с нарочито малой скоростью и построением многокилометровых колонн вдоль обочин магистралей. В Тверской области во время протеста случилась трагедия. Проезжая фура совершила наезд на группу протестующих, один из которых погиб. Требования дальнобойщиков - отмена или перенос до лучших времен этих «желанных» нововведений. 

Что же произошло? С 15 ноября с каждого транспортного средства, перевозящего грузы весом более 12 тонн, согласно новым правилам будет взиматься налог по 1,53 рубля с километра, а с 1 марта 2016 г налог вырастет почти в два раза. В целях повышения качества контроля и автоматизации платежей каждому владельцу транспортного средства предписано подключится к системе «Платон». Система предусматривает различные процедуры внесения оплаты от установки специального бортового устройства, которое предоставляется безвозмездно и обеспечивает связь с системой в режиме реального времени, до составления маршрутного листа с последующей регистрацией его через удаленный доступ. При этом менеджмент системы гарантирует создание более 100 представительств по стране, задачей которых будет техническая и организационная поддержка пользователей. За невыполнение требований по подключению к системе и уплате нового налога вводятся изрядные штрафы в размере 450 тысяч рублей при первом зафиксированном нарушении, повторное влечет штраф в размере 1 миллиона.

Власти мотивируют свое решение тем, что крупногабаритные грузовики наносят существенный ущерб дорожному покрытию, и практика прямого возмещения ущерба владельцами транспортных средств данной категории существует во всех развитых странах мира. В России рынок перевозок реально по большей части находится в тени, и проблема сбора налогов существует, но желание находиться в тени не возникает просто так, у этого есть глубокие причины.  В Европе сумма налога в пересчете на Российскую валюту – 8 рублей с километра. Казалось бы, наши поступили еще по-божески. Но так ли это?

Попробуем понять глубину и масштаб проблемы. По оценкам экспертов, на российских дорогах работает около 2 миллионов крупногабаритных транспортных средств. Не трудно посчитать, что непосредственно изменения затронут интересы 6 миллионов человек – это водители и члены их семей. Коснутся они и водителей, работающих по найму – им просто будут урезать заработки, и тех, кто работает на собственных автомобилях. Почти напрямую новый налог коснется людей, которые задействованы в сфере перевозок: диспетчеров, владельцев и менеджеров малых предприятий, работников из сферы ремонта и технического обслуживания транспорта. Очевидно, что проблема охватывает интересы не малой части населения страны.

Далее. Средний пробег одной транспортной единицы в год около 100 тысяч километров, соответственно, на каждое транспортное средство придется по 153 тысячи рублей дополнительных сборов, а в последствии – более 300 тысяч. Данный бизнес никогда не осыпал владельцев золотым дождем, а с подорожанием топлива стал одним из самых низко рентабельных. В стране кризис, который грозит затянуться надолго, и никто точно не может сказать, не станет ли еще хуже. Данное решение заставит уйти с рынка малые транспортные предприятия и водителей, которые зарабатывают на хлеб на собственных автомобилях. Жертвы окажутся на улице и пополнят армию безработных или вынуждены будут работать за нищенские зарплаты.  Оставшиеся крупные компании выживут, но при этом поднимут расценки на перевозки, по предварительным оценкам на 12-15%.   

Особенно острые формы, в плане масштаба и риторики, протест приобрел в Дагестане. В республике этот вид деятельности исторически давал заработок очень многим. Нужно учесть, что во всех Кавказских республиках, и в Дагестане в частности, колоссальные проблемы с трудоустройством населения. При этом регион наиболее подвержен влиянию различных террористических организаций и экстремистских течений, и проблема способна породить весьма нежелательные угрозы.

Транспортная составляющая есть практически в каждом товаре, значит нам с вами придется получить рост и без того немыслимых цен. Ребята из правительства «наехали» не на дальнобойщиков, они «наехали» на всех нас. Дороги доблестные государственные мужи решили оплатить из нашего кармана, поскольку сами не хотят умерить свои аппетиты по части воровства из бюджета, тем самым компенсировав проблему. Они в очередной раз перекладывают ее на плечи граждан. Да, действительно, подобные налоги практикуют во многих странах с развитой экономикой, да, они действительно выше чем тот, который ввели у нас. Но в России, в отличие от тех стран, где эти налоги применяют, правительство повадилось только брать, не давая ничего взамен. Качество дорог у нас за очень редким исключением ниже не придумать, а это непредсказуемый ущерб автомобилям, который ложится на карманы транспортников. Поборы ДПС на трассах и на пунктах весового контроля, немалые налоги, которые существовали ранее (общая сумма выплат около 80 тысяч рублей в год, в зависимости от региона). Пункты весового контроля – это казнь для дальнобойщиков: за перевес грозит лишение прав на 4-6 месяцев, но можно договориться – такса 1000 руб. Лишение прав для профессионального водителя равно лишению заработка, поэтому шантаж со стороны проверяющих не знает границ. Три года назад ОБЭП накрыл один из самых одиозных пунктов на трассе «Россия» в Чудове с несколькими сотнями тысяч рублей, скопившимися за одну (!!!) смену. Недавно «залетел» пункт на объездной дороге у Переславля-Залесского.
Если уж и внедрять новый налог, то нужно решить проблемы, связанные с неформальной финансовой нагрузкой на дальнобойщиков. Простая формула: государство компенсирует бизнесу издержки, связанные с поборами, оптимизирует уже существующие налоги и вводит новый налог. При этом нельзя не учитывать сложившуюся на текущий момент экономическую ситуацию. Нетрудно догадаться, что если у миллионов людей упадут доходы, то они начнут меньше потреблять, что в свою очередь ударит по экономике в целом, по доходам большинства граждан. Все это происходит на фоне повышения налогов на торговые предприятия, введения дополнительной платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах и прочих узаконенных поборов. Поражает обилие пустых разговоров по поводу поддержки малого и среднего бизнеса, которой по факту не было и нет. Этот налог – характерный пример «помощи». Рынок перевозок один из тех, где как раз большая доля предприятий той категории, которой на словах собираются, да все никак не соберутся оказывать поддержку. Остается только догадываться, какие еще идеи по части введения новых поборов придут в головы законодателей и правительства.

Налоговые поступления должны, согласно благим намерениям, пойти на строительство и ремонт дорог. Опять будут развернуты масштабные проекты, из бюджета которых нужные люди получат откаты.  

К негативу чисто экономического характера от внедрения системы «Платон» добавились организационные и технические проблемы: система дает сбои, и с расчетного счета пользователей деньги за одну поездку могут быть списаны несколько раз, многие сталкиваются с трудностями по части составления маршрутных листов. Составление маршрутного листа отнимает уйму времени, у водителей практически не остается возможностей отдохнуть от крайне напряженной работы.

Центральные телеканалы бесконечно вещают о Сирии, об Украине, а, например, данную проблему упоминают вскользь, хотя событие явно экстраординарное! Впервые за долгие годы в стране возник протест против действий власти, который исходит не от оппозиции, а от обычных мужиков дальнобойщиков. Депутат государственной думы г-н Федоров в своем выступлении списал все эти протесты на происки США и пятой колонны. Оказывается, в России человек, высказывающий недовольство произволом и несправедливостью, может быть только врагом или предателем, и делает он это все не от безысходности, к которой его ведут действия властей, а исключительно по указке внешних врагов. Тем не менее, обратив внимание на протесты, власти пошли на некоторые уступки, прозвучало обещание, что штрафы начнут взимать с 1 марта 2016 года, а не сейчас. Поживем - увидим, но выглядит это весьма нелепо, ведь отсрочка толком ничего не изменит, тем более, если она будет действовать всего несколько месяцев.

История названия системы «Платон».  Авторы идеи взяли корень от русского глагола «платить» и добавили окончание на основе английской приставки (на русском звучит – «он»), которая в данном конкретном случае означает возможность удаленной оплаты через сеть Интернет или специальные платежные терминалы. У меня лично «Платон» ассоциируется с древнегреческим философом, поэтому, полагаю, систему назвали не совсем корректно. Вернее было бы ее назвать «Мамай» или «Батый» – в честь правителей Золотой орды, которые собирали дань с жителей покоренных ими русских княжеств.

Владимир Гурьян

 

P.S. "Есть мнение" - это новая рубрика в газете "Все для Вас". Здесь мы вместе с вами будем пытаться разобраться в том, что же происходит в нашей стране. Никаких заумных аналитических материалов, сложных экономических выкладок, непонятных цифр и пустых рассуждений - только факты, вытекающие из понятных логических умозаключений, только то, что касается каждого из нас. У нас есть мнение, а соглашаться с ним или нет - ваше право. В любом случае, благодарим Вас за внимание к нашим материалам.
Присоединяйтесь к нам в группе "Вконтакте"  (https://vk.com/vdvdubna), приглашайте друзей, высказывайте свое мнение, участвуйте в обсуждениях и опросах - Ваша активность даст нам почву для новых публикаций!

Вход

Введите свой электронный адрес и пароль

Запомнить Забыли пароль?

Восстановление пароля

Укажите электронный адрес, указанный при регистрации. На него будет отправлено письмо с новым паролем.