Большая страна

Как часто эти два слова звучат и пишутся рядом со словом «Россия». Действительно, Россия обладает огромной территорией, которая составляет почти 1/8 часть суши на поверхности планеты Земля. Следующие за ней страны в рейтинге по занимаемой территории - Канада, США, Китай и Австралия, почти вдвое от нее отстают. Расстояние между крайней северной точкой страны и крайней южной - 4 тыс. км, а с запада на восток территория простирается на 10 тыс. км.

Два самых больших по занимаемой площади региона России - Республика Саха Якутия и Красноярский край, вместе равны по территории всей Европе, если из нее исключить европейскую часть России, которая в свою очередь составляет практически 40% территории всей Европы. При этом Европейская часть России составляет меньше одной четверти всей территории России. Больше трех четвертей территории страны находится в Азиатской части. Граница между Европой и Азией, как это было принято в 1720 году, проходит по Уральской горной гряде и реке Урал. Есть еще несколько участков, которые определяют границу между этими двумя частями света, но они не столь значительны по своей протяженности.

Слова «большая страна» содержат не только смысл, определяющий размеры территории, но и наверняка будут уместны, когда речь пойдет о стране, в которой проживает много людей. Но здесь Россия не является лидером, и, наверняка, многие читатели удивятся, узнав, что наша страна по этому показателю девятая в мире, и уступает не только Китаю, Индии и США, которые на слуху, но и Индонезии, Пакистану, Бразилии, Нигерии и Бангладеш. Основная часть населения проживает в Европейской части - это около 100 млн. человек, в Азиатской части страны на огромной территории проживает менее 50 млн. человек. Об угрозе ползучей интервенции со стороны Китая говорят неохотно и редко, но почти полуторамиллиардный Китай нависает над бескрайними и почти безлюдными просторами, и во что это выльется в обозримом будущем, сказать трудно. Но уже сейчас смешанные браки в этих краях не редкость. За последние годы появилось немалое число предприятий, основанных китайцами, менеджеры из Поднебесной с большей охотой будут привлекать к работе своих соотечественников, которые медленно и верно будут осваиваться на новых территориях.

Много ли наших граждан, живущих в Белгородской области, побывали в Амурском крае и наоборот? Между этими регионами многие тысячи километров. Но и жителей Москвы, которые побывали в Ярославле или, например, Калуге, до которых можно доехать за несколько часов и вернуться в тот же день, окажется тоже немного. Ритм жизни, отсутствие свободного времени и средств - все это так, но есть что-то еще. Как написал Пушкин, правда в ином контексте: «Мы ленивы и нелюбопытны». 

Но помимо причин, связанных с образом жизни и уровнем доходов, есть еще более серьезные причины. Для оценки уровня развития страны применяются показатели, которые определяют общую протяженность автомобильных дорог на территории страны. Протяженность дорог определяется двумя показателями - протяженностью всех дорог с твердой поверхностью, включая грунтовые дороги, и протяженностью автомагистралей. Автомагистрали - это качественные дороги, по которым можно смело и быстро передвигаться. Если по первому показателю Россия пятая, то по второму мы уступаем Китаю более, чем в 100 раз, Японии – более, чем в 80 раз (при этом у Японии территория меньше нашей почти в 100 раз). Мы так же уступаем почти всем Европейским странам с весьма скромными территориями, таким как Голландия, Швейцария и Бельгия. К сожалению, наш климат делает строительство и обслуживание автомобильных дорог дорогим и сложным, но все же это относится не ко всей территории, и отставание от развитых стран мира по протяженности качественных дорог в современной России выглядит неприлично. Альтернативой наземному транспорту во многих странах служит малая авиация - фактически самолеты с возможностью перевозить за один рейс от 15 до 25 пассажиров. Для таких самолетов вполне подходят обычные грунтовые взлетно-посадочные полосы и даже просто ровное поле или покрытое льдом и снегом русло реки. Они доставляют людей до больших населенных пунктов, где есть крупные аэропорты, позволяющие обслуживать авиацию с другими возможностями. У нас существует три с половиной десятка региональных авиаперевозчиков, парк самолетов у них доживает последние годы, а на замену ничего нет, в результате и те чахлые возможности, которые имели жители удаленных населенных пунктов в различных регионах, скоро исчезнут совсем, если ничего существенного не будет предприниматься для решения этой неприятной проблемы.

Посмотрите на столичный регион. Формально в Москве проживает 12 млн. человек, в Московской области - чуть менее 8 млн., но очевидно, что Москва и область притягивают людей, как магнит, и фактически здесь проживает и единовременно присутствует гораздо больше людей, чем показывают итоги переписи населения. Единовременно, по оценкам экспертов, в Москве и области находится от 25 до 30 млн. человек, не считая иностранных граждан, приехавших в страну в качестве туристов.

Какой смысл в концентрации шестой части населения, если отбросить формальную оценку огромной страны, на маленьком пятачке, на котором становится трудно дышать, который становится уязвимым для эпидемий, техногенных катастроф и природных бедствий? Здесь не самый удачный с точки зрения проживания климат, он явно не способствует оптимизации затрат на энергетическое обеспечение. Для развертывания производств поблизости нет международных портов или месторождений сырья. Почему нет конца этому абсурду?

Люди, живущие здесь, не производят ни стали, ни хлеба, они производят управленческие решения, влияющие на жизнь всей страны. Многие стремятся сюда, чтобы попасть к нужным людям на глаза в нужном месте и в нужный момент. Говоря словами одного из героев А.С.  Грибоедова: «Попасть в случай». Никто при реализации карьеры не отменял удачи, но беда в том, что в современной России труд и знания не являются основой успеха, а именно шальная удача, а чаще всего - родство с представителями новоявленной знати. Проще говоря, все устроено так: верхушка пирамиды - представители высших уровней власти, владельцы приближенных к этой власти бизнесов; далее идет челядь, которая их обслуживает непосредственно или через организацию бизнеса вокруг их обслуживания; следом - челядь, которая обслуживает ту челядь и так далее до дворника и экипажа автомобиля, который вывозит мусор.

Московский регион и в особенности Москва притягивает мигрантов и иммигрантов - легальных и нелегальных - своими возможностями заработков, а чиновники и прочие проходимцы используют дешевую и бесправную рабочую силу в своих интересах. С одной стороны - поборы за отсутствие реакции на нарушение законодательства, мзда за оформление документов, с другой - снижение себестоимости большого количества работ. Правда последнее время в связи с кризисом и падением курса рубля проблема в некотором смысле перестала обостряться: была любовь по расчету, кончились деньги - кончилась и любовь.  Не хочу, чтобы меня обвинили в шовинизме или религиозной нетерпимости, но Москва, в моем понимании, - столица страны, в которой основой является славянское население, а самой распространенной религией является православие, и то и другое во внешнем облике города начинает теряться, увы, этот процесс развивается далеко не медленно. Россия - страна многонациональная, и ни в коем случае не следует делить людей по этническим и религиозным признакам, но подменять взаимоуважение вседозволенностью для одних и бесконечным терпением для других - тоже не лучший путь.

В столице практически достроили деловой центр «Москва-сити» на Пресненской набережной Москвы реки: светящиеся огнями небоскребы, офисы банков и крупных компаний, торговые центры и рестораны, вышколенная охрана, стоянка заполненная тысячами автомобилей класса люкс - роскошь кругом. И менее, чем в 150 км от этого «великолепия» - г. Кимры Тверской области, в котором можно без декораций снимать фильмы, посвященные периоду гражданской войны, проходившей в России в первой четверти прошлого века. В стране, где подавляющие число малых населенных пунктов подобны Кимрам, «Москва-сити» является позором, а не достижением, памятником «показухе» и пренебрежению судьбами своих сограждан в пользу богатства и власти.

Сочетание слов «имущественное расслоение» применительно к гражданам мы слышим часто, но в современной России острой проблемой является не только расслоение между гражданами, но и расслоение по уровню жизни между регионами, и даже между отдельными районами и населенными пунктами внутри одного региона. В России 1100 населенных пунктов имеют статус города. Условно крупными считаются 50 городов России, численность их превышает 400 тыс. человек. Численность в 100 тыс. человек превышают всего 150 городов. При этом в 15 городах численность населения составляет более 1 млн. жителей, в число миллионных городов входят и два мегаполиса - Москва и Санкт-Петербург. Для сравнения возьмем самые большие по численности населения страны Европы. Германия - население 81 млн. человек и 3 города, население которых превышает миллион, Франция - 66 млн. человек и 1 такой город, в Италии и Великобритании с населением в 60 и 64 млн. соответственно – по два таких крупных города. При этом из всех этих городов только Лондон можно отнести к категории мегаполис, с большой натяжкой Париж и Берлин. Основная часть населения проживает в городах, численность которых от 30 до 150 тыс. жителей. Это уютные, обустроенные города, с инфраструктурой, которая ничем не уступает столицам. Все эти страны, в отличие от нас, не обладают такими просторами. Исключим Азиатскую часть России в силу неблагоприятных природных условий, сравним с Европейской частью, и все равно получим невыгодный для нас контраст.

Помимо понятия «уровень жизни», существует понятие «качество жизни». Ни за какие деньги нельзя купить красивый архитектурный облик города или иного населенного пункта, хорошие дороги, доброжелательную атмосферу на улицах, участливых врачей, ответственных педагогов и многое другое, что является благом общественным, и никакому самому богатому индивидууму не по силам создать или купить это все для личного потребления. Даже в странах восточной Европы нет такого контраста по качеству жизни между различными регионами, как у нас в России.  Давайте сравним шансы у девчонок и мальчишек, которые родились в провинции с шансами их ровесников из больших городов. Столицы везде и во все времена были деловыми, научными и культурными центрами, но чаще всего успех страны определялся талантливыми и целеустремленными провинциалами, зачастую выходцами из весьма небогатых семей. 

Как можно обосновать концентрацию населения в крупных городах, и особенно в уродливой форме в Московском регионе? Все основано на банальной жадности чиновников, которые кормились и, возможно, не смотря на кризис, продолжат кормиться с темы «Пирамида вокруг недвижимости в Московском регионе».

Очевидно, что себестоимость строительства, если иметь в виду сам процесс, в Москве и в других регионах отличаются несущественно, а вот рыночная цена в Москве несоразмерно выше. В цену Московской недвижимости входят аппетиты чиновников, от которых зависит выделение земли и многочисленные согласования, без чего строительство становится невозможным. Чиновники или участвуют в бизнесе, чаще через родственников или иных подставных лиц, или получают вознаграждения, именуемые взятками за свою благосклонность на стадии оформления необходимых документов.

Население Москвы и области с 1991 года выросло в 1,5 раза, т.е. почти на 6 млн. человек, и это официальные данные. Как увеличилось число людей, которые пребывают в регионе на полулегальном или нелегальном положении, неизвестно, но, вероятней всего, их количество увеличилось еще больше. При этом общая численность населения в стране за это время практически не выросла, если не считать присоединения Крыма и приток многочисленных мигрантов из бывших республик СССР, которые получили Российское гражданство.

Тенденции, которые ярко выражены в Московском регионе, в той или иной степени происходят по всей стране - концентрация населения в крупных центрах при деградации и вымирании окраин. Это явление вытекает из того, что богатства страны и власть все больше и больше концентрируются в руках узкого круга людей, место дислокации которых определяют направления людских потоков. Если сформулировать проще, то чем ближе ты находишься к власти и деньгам, тем чаще и больше ты будешь получать подачки с барского стола. Картина, которую мы видим в Московском регионе, четко отражает все убогие и уродливые тенденции, которые развиваются в современной России.

Действующий мэр Москвы г-н Собянин судорожно пытается решить проблему пробок, которые грозят перерасти в дорожный коллапс в любой момент: в Москве строятся дорожные развязки, а платные парковки уже появляются за пределами садового кольца. В то же время внутри МКАД продолжается точечная застройка, а снаружи, как грибы растут новые и новые кварталы. То, что сотворили с Москвой и ближним Подмосковьем иначе, как преступлением, назвать нельзя.  Теперь регион навеки обречен на борьбу с проблемой перенаселения. По причине сиюминутной жажды личного обогащения чиновников и их окружения, не желающих думать о будущем страны и о жизни будущих поколений, Московский регион стал не пригоден для комфортного проживания, и ситуация грозит только ухудшаться.

В нашей большой стране можно наблюдать еще одно явление. Тверская область, население которой без областного центра Твери около 1 миллиона человек, поделена на 36 районов. Это значит, что на деньги налогоплательщиков содержится 36 районных администраций. В России до революции 1917 года, аналогом современного понятия «район» был уезд. Так вот в Тверской губернии было всего 12 уездов. Тверская область являет собой наиболее характерный пример, но в той или иной степени это относится ко всем Российским регионам. Зачем нужна подобная дорогостоящая бюрократия? Управлять необходимо людьми и инфраструктурными объектами, с лесами, озерами, реками и болотами природа справится и сама, если конечно не оказывать на нее разрушительное воздействие.

Очень часто слова «большая страна» употребляются, как аргумент в оправдание воровства и бесхозяйственности. «Как же бедное руководство страны может за всем уследить при таких расстояниях?» - задают сами себе вопрос одураченные граждане. Это полная чушь, которая вытекает из невежества. Процесс управления основан на обмене информацией, схема такова: оценка ситуации, распоряжение, отчет о выполнении. Когда распоряжения и отчеты пересылались посредством конных экипажей, территория реально была препятствием, но в XXI веке при наличии телефона, телеграфа и, само собой, сети интернет таких проблем нет и быть не может. В конце концов, в исключительных случаях самолет или вертолет доставит нужного руководителя в нужное, самое удаленное от центра место менее, чем за половину дня.

Большая территория – это, конечно, повод для гордости, но, во-первых, это достижение не наше, а наших предков, во-вторых, этой территорией нужно уметь правильно распоряжаться. Советский Союз унаследовал территорию Российской империи, во всяком случае, основную ее часть. Территория СССР была существенно больше, но та страна распалась. Распалась не сколько по вине внешних врагов, сколько по причине ошибок, допущенных в управлении страной, в результате пренебрежения со стороны государства интересами граждан. 

Очень хотелось бы гордиться не только территорией, не только прошлыми победами и заслугами наших предков, но и некоторыми достижениями современности: совершенной системой образования, уровнем медицины, умением производить сложную продукцию и многим другим, что требует знаний, труда и здорового общества. Хочется, чтобы Россия осталась большой страной по территории и стала большой страной в широком смысле этого слова.

Владимир Гурьян

 

P.S. "Есть мнение" - это новая рубрика в газете "Все для Вас". Здесь мы вместе с вами будем пытаться разобраться в том, что же происходит в нашей стране. Никаких заумных аналитических материалов, сложных экономических выкладок, непонятных цифр и пустых рассуждений - только факты, вытекающие из понятных логических умозаключений, только то, что касается каждого из нас. У нас есть мнение, а соглашаться с ним или нет - ваше право. В любом случае, благодарим Вас за внимание к нашим материалам.
Присоединяйтесь к нам в группе "Вконтакте"  (https://vk.com/vdvdubna), приглашайте друзей, высказывайте свое мнение, участвуйте в обсуждениях и опросах - Ваша активность даст нам почву для новых публикаций!

Вход

Введите свой электронный адрес и пароль

Запомнить Забыли пароль?

Восстановление пароля

Укажите электронный адрес, указанный при регистрации. На него будет отправлено письмо с новым паролем.